вернуться к списку рассказов

Чёрно-белый фильм Дзиги Вертова "Три песни о Ленине"

…При первых просмотрах фильма Дзиги  Вертова «Три песни о Ленине» не возникает никаких положительных эмоций. Искренне, смотрится с трудом.  Чёрно – белый о каком-то далёком, странном и диковатом прошлом нашей страны.  После скоростных, нарядных, цветных, бурных, с массой эффектов, с применением компьютерной графики! Кажется,  что это какая - то отстранённая, забытая, в скучной обложке хрестоматия. Да, было, было…. Но ведь везде написано, что «новатор», что «основатель», что «Дзига» - «Волчёк», «Вертов» - вертеться, псевдоним одного из знаменитых братьев Кауфманов; и что сам Вертов - основоположник отечественного и мирового документального кинематографа! Чтобы это понять,  то есть принять значимость этого фильма, нужно с некоторым усилием оборвать со своих мозгов всю шелуху внедрённой в него поверхностной информации, сбросить всё то, что уже обычно для современного российского человека, и попробовать перенестись в то время, в ту эпоху, в 1934 год, в семьдесят лет назад.  И… там было совсем другое поколение…
     Фильм снят с глубочайшей верой во все эти идеи. В идею Ленина верит гигантская страна Россия, и не только. Нет никакой нынешней ксенофобии и расизма, а есть глобальная общая вера у всех людей, мощный жизненный ориентир.  Этим ориентиром является Ленин, он же вождь, он же пролетарский бог. И в этом-то фильм очень контрастен нашему отсутствию ОНЫХ.
  Вообще же, если абстрагироваться от привычного в кинематографии чемодана с набором приёмов для захватывающей, помозгамбьющей съёмки для равнодушного скучающего современного зрителя, посмотреть на эти старинные кадры внимательно, детально и не с первого раза, то видится хорошая трёхчастная форма, как в классическом  музыкальном произведении, со вступлением, главной и побочной партией, с разработкой, кульминацией, где «тутти» всего оркестра, и заключительной частью. Такая трёхчастная форма отлично объединяет все документальные кадры и события. Это, скажем, ода Ленину и его свершениям, которая состоит из трёх песен и каждая имеет своё эмоциональное выражение.
           В самом начале вступления возникает абрис деревьев, которые как живые руки тянутся к свету. Очень символичный кадр. Далее трогательно и любовно снимается маленькая скамеечка, на которой сидел великий человек с большими добрыми руками. Важный смысловой контраст. Эти кадры рефреном повторятся ещё и ещё.

            «Первая песня» поёт о добрых делах Ленина. Под аккомпанемент восточного инструмента, камера зигзагообразно вверх- вниз скользит по стенам минарета или мечети. Такая же закрытая, как часть этой стены, появляется женщина в парандже. Опять же контраст: темнота, женщина выходит из «черной тюрьмы», снимает паранджу, видит свет. Этот свет даёт-то  Ленин! И его  апостолы - пионеры с бодрой песней несут его идеи, доброту, учёность, радость и смысл жизни.  Поднимается по лестнице женщина, за ней следует зигзаг её тени. Всё взвешенно: и время, отведённое на каждый сюжет,  на композиционный центр, и мера черно–белого и полутона.
За счёт неожиданных ракурсов, разных планов,  найденного света очень естественно сняты портреты людей. Вообще, хочу сказать, что удивляет и, наверное, является, по-моему, самым ценным в работах Д. Вертова:  каждый его кадр может стать отдельным, самостоятельным, хорошим графическим листом. Мастерски сняты пейзажи, двигающаяся техника в разных направлениях.  Всё, с каким – то своим приёмом!  Под титры «Моя страна»  появляются  документальные кадры: женщина,  работающая за станком, женщина на тракторе, читающая, женщина свободная, с открытым лицом.  Под музыку «интернационала» меняются картины то монументальные, то камерные. Они показывают эмоциональный подъём всей страны и её отдельных людей! Если в самом начале фильма символичные деревья- руки тянутся к свету, то теперь этот свет приходит в каждый дом. Очень по-современному снято движение толпы. Нарочно или случайно выхваченные замечательные моменты: неподвижно-вечный верблюд на фоне мчащегося трактора. Спокойные кадры сменяются динамичными.  «Мои руки» и «Стальные руки» это просто ожившие картины советских мастеров живописи тех лет. Глобально сняты, без преувеличения, гигантские сборы урожая. Люди пели, радовались и эту радость дал им Ленин! Кульминация первой части–песни обрывается траурной музыкой – и опять показывается скамейка Ильича, парк, кроны деревьев.  Ленин- первопричина Радости и Света умирает.

          «Песня вторая» «Мы любили его». В ней достигается печальной силы сама мысль о невероятной потере всеми любимого человека. Песня  «звучит» на постоянном контрасте неподвижно лежащего Ленина, грустных лиц людей разных национальностей,  с близкого расстояния снятых печальных глаз, проводов толпы, воспоминаний  о его делах, о его энергии, доброте и скромности, о том каким он был вождём, какие у него были пламенные речи, как он вёл всех к светлому будущему, и  он умер.  Все экспрессивные кадры смонтированы с вновь повторяющимся статичным - тело в гробу. Очень правдиво сняты уникальные моменты  нашей истории: смерть Ленина, восприятие этого факта каждым как личного горя, обещания завершить все его начатые дела.  Бой часов и залпы орудий, оповещающие о смерти вождя по всей стране, и остановившиеся в плаче всё и вся: и путник в пустыне, и рабочий за станком, и замершие машины, и притихшая природа. И опять рефреном появляется скамеечка, как напоминание о вечной памяти о Ленине.

          « Песня третья» - это гимн свету, электрофикации, индустриализации, гимн большим стройкам -  страна живёт ленинским зарядом энергии. Виртуозно сняты пейзажные зарисовки, портреты отдельных людей, монументальные парады физкультурников. Быстрым калейдоскопом  сменяются кадры всевозможных достижений и продолжений ленинских дел: льётся сталь, течёт нефть, летают над полями самолёты, крутится колесо строительства коммунизма. Трогательны рассказы передовиков производства тех лет, неграмотных, наивных, но объединённых верой, некой идеей, смыслом жизни. Льётся жизнеутверждающая песня «если бы Ленин увидел нашу страну сейчас» и повторяется вновь и вновь образ Ленина «всегда живого среди живых»  Символичен гигантский ледокол расправляющийся с глыбами льда - это Ленин! Символичен снегопад из листовок на улице – это всё для него, в его честь, в честь его дел! Имя Ленина на всех языках! И в самой кульминации песни, как будто накручивается плёнка на колесо истории с заветами вождя: «Стойте крепко, стойте дружно…». И на радостной ноте заканчивается третья песня: всё исполнено и имя Ленина останется в веках!

             Что же так поразило в этом и в других фильмах современников Дзиги Вертова и удивляет кинематографистов – документалистов всего мира? Ведь документальная съёмка – это всего лишь констатация фактов. Дзига  Вертов впервые подошёл  к вроде бы простой проблеме «зафиксировать момент» как новатор, как настоящий художник. Для него нет простых путей. Он ищет  свой ракурс, он снимает пекло производственного процесса, кажется в самом пекле, он лежит между рельсами и снимает мощь локомотива, потому, что это ему нужно для общего замысла, для некоего «удара по мозгам» зрителя. Без каких –либо наших технических возможностей, Вертов комбинирует кадры, придумывает всевозможные хитрости, чтобы снять то, или то. Налагает циферблат часов на нужный фон, так как это работает на идею, снимает с самолёта, кажется из-под самой земли, лишь бы достичь необходимого результата. В нужном для замысла ритме меняет кадры и сюжеты, отменно снимает природу и опять- таки: каждый его кадр может стать отдельным, самостоятельным хорошим графическим листом.

вернуться к списку рассказов